ИЩУ ТЕБЯ, МОЯ СЕМЬЯ!

     Мне предстояло небольшое путешествие: из Тирасполя отправиться в другой город Приднестровья, чтобы потом написать свой следующий материал из рубрики «Ищу тебя, моя семья!». Это была особенная поездка по многим причинам. О девочке, к которой ехала, я знала формально немного: 4 года, цвет глаз – голубой, цвет волос – русый, братьев и сестер нет. Но я видела небольшой ролик о ней в рамках акции. Каких-то 27 секунд видео. Но так много эмоций. Но так много харизмы. Но так много тепла. И целая жизнь. Чья-то целая жизнь. Чей-то огромный мир. Любопытно вздернутый носик, внимательный взгляд, умный, оценивающий, все понимающий. Я ехала за тридевять земель не просто к ребенку из акции «Ищу тебя, моя семья!». Я ехала именно к ней – Алине, девочке с бесконечным шармом, беззащитной детской улыбкой и вдумчивым взрослым взглядом.

     Это была особенная поездка еще и потому, что меня на этот раз сопровождала съемочная группа. Готовя фильм к 20-летию нашей газеты, они задались целью снять рабочие будни корреспондента «Приднестровья». Снять и показать зрителям, как рождается тот или иной материал: от получения корреспондентом редакционного задания до выхода материала в номер. Проникшись темой об усыновлении детей, режиссер Андрей Туфанюк и оператор Олег Павлов решили сопровождать меня в поездке к моему следующему герою рубрики «Ищу тебя, моя семья!» Вернее, к героине.

     Два часа езды до места. Разговор о жизни, о политике, о работе делали поездку не такой долгой по ощущению. Но каким бы увлекательным ни был разговор, я мысленно то и дело возвращалась к моей Алине: как она встретит нас, не испугается ли камер и незнакомых дядей. Удастся ли мне понять, какая она, моя героиня. Понять, чтобы потом рассказать о ней тем, кто готов полюбить ее и подарить ей то, без чего детство, по-моему, невозможно. Подарить семью.

     В кабинете у директора того дома, где сейчас живет Алиночка, висит фотоколлаж – подарок от воспитанников своему директору. Такие душевные мелочи располагают к общению, и я, не дойдя еще до группы Алины, спешу расспросить о ней – тут же, сразу, у всех, кто с ней знаком. Мне рисуют портрет: добрая, в свои 4 года любит справедливость и порядок. Лидер в группе, активная, разумная, небезразличная, ответственная, с характером. Ох, ну и качества у моей героини. Будучи старше ее на 30 лет, я не могу похвастать тем же набором характеристик. Образ Алиночки стоит у меня перед глазами – я видела ее на фото и на видео. Очень нежная внешность, застенчивая улыбка. Аленький цветочек. Но описание качеств этой девочки идет вразрез с ее внешностью. Только вдумчивый взрослый взгляд не выбивается из этого описания.

– Алишка очень аккуратная, следит за порядком в группе. И дети ее слушают, – продолжают рассказывать мне об Алине, пока она с другими детками завтракает, а мы ждем ее в зале, где проходят все праздники и мероприятия. – Она лидер. Очень требовательная девочка, справедливая. Утром приходишь в группу, а у нее уже порядок: все детки одеты, игрушки собраны (смеется). Она привязчивый ребенок, да и мы ее все любим. Ведь она здесь с 6 месяцев. Алиночка нам всем уже как дочка. Но она может ничего не сказать Вам сегодня – как ей захочется. Она не стеснительная девочка, но может замкнуться, и тогда придется потрудиться, чтобы вывести ее на разговор.

– Посмотрим. Я люблю деток, и пока общение со всеми моими героями давалось мне легко.

     После этих слов на меня посмотрели как-то по-особенному пристально. И только позже я поняла подтекст этого взгляда. Но обо всем по порядку.

     Андрей и Олег начинают съемку, а я беру интервью у музыкального руководителя Алины – Надежды Ожог.

– Как давно Вы знакомы с Алиночкой?

– С момента, как она попала к нам.

– Насколько я знаю, попала сюда она еще совсем крошкой…

– Да, это так. Родители отказались от нее, когда ей было всего 6 месяцев.

– Но сейчас уже Алиночке четыре года. Какой она стала за это время?

– Алиночка хорошая девочка, умничка, активный ребенок. У нее хорошо развито мышление, память. Легко запоминает стихи, песенки. Любит петь и танцевать. Играть с детьми. Также любит их воспитывать. Алине нравится лепить, рисовать. То есть уже сейчас видна ее усидчивость. В целом, очень солнечная девочка.

– Но я знаю, что Алиночка является в то же время обладательницей сильного характера.

– Да, девочка с характером. Порой она проявляет его. Если ей что-то не нравится, может заупрямиться. Ко всему у нее есть свое отношение.

– Когда вам нужно добиться от Алины ответа на занятиях, а она вдруг заупрямилась – как выходите из положения?

– Ищем подход и находим чаще всего (улыбается). Стараемся заинтересовать ее чем-то.

– А что она любит, чем ее можно заинтересовать?

– Вообще она очень любит похвалу. Если ее подбодрить добрым словом, то, скорее всего, она заинтересуется занятием или делом, к которому ее привлекаешь. И будет работать старательно.

– У каждого малыша есть свои особенности, несмотря на то, что почти все любят играть, любят сладкое и порой не могут жить без баловства. Какие особенности Алиночки?

– У нее проявляются лидерские качества, любит руководить, очень любит порядок. Все должно быть расставлено по местам, по полочкам. И она берет пример с воспитателя: если ребенок из ее группы разбросал вещи, она ругает его.

– А как к этому относятся ее сверстники?

– Они воспринимают ее как лидера. Подчиняются ей. При этом она очень добрая девочка, может поддержать, пожалеть ребенка, если он ударился или ему просто грустно. Очень душевная наша Алина.

     В этот момент открылась дверь, и вошла такая долгожданная и такая знакомая незнакомая девочка. Она вошла в зал и остановилась. Слегка улыбаясь, начала рассматривать всех нас. По очереди и всех сразу. Режиссера, оператора, меня, камеры, сумки, вещи, обстановку. Я позвала ее, и девочка уверенно и робко одновременно зашагала ко мне. В ней странным образом сочетается несочетаемое: нежная внешность и сильный характер, уверенная походка и робкие движения.

– Привет, Алиночка! Будем знакомиться? Меня зовут тетя Таня. А ты, я знаю, Алиночка? Дашь мне ручку?

     Моя Алинка протянула мне ручку и сказала: «Дам».

– У тебя красивые-красивые глаза. А сколько тебе лет?

– Мне четыре.

– Ух, как ты хорошо говоришь, как взрослая! Тебе скоро в школу?

– Не скоро.

– Давай с тобой присядем, давай? Познакомимся поближе.

     Мы сели на детскую маленькую, жутко неудобную для больших теть вроде меня скамеечку и стали знакомиться поближе. Вообще-то именно теперь я поняла тот пристальный взгляд, когда имела наглость заявить, что общение с детками для меня всегда легкое приключение, наивно полагая, что так будет и в этот раз. Алиночка оказалась для меня «крепким орешком». Она слушала, отвечала, смотрела, улыбалась, задумывалась, но добиться от нее смеха или какой-то истории о ее жизни я так и не смогла. Я плясала, шутила, фотографировала, читала книжки, складывала мозаику, рассыпала по полу все фишки от мозаики, собирала их на место. Алиночка между делом сосчитала фишки у меня на ладошке и сказала: «Три». Она верно назвала мне все фишки по цветам. Я приятно удивилась, похвалила ее и продолжала. Рассказывала смешные истории про нашу крысу Мосю, открывала Алиночке секреты, как во время тихого сна притвориться, что ты спишь. Расспрашивала про друзей девочки, декламировала вместе с ней стишки из своего детства, показывала ее фотографии на своей камере. Наконец, мой лоб стал мокрым, и я передала свою героиню Андрею Туфанюку, чтобы хоть немного перевести дух.

     Андрей со всей силой своего режиссерского и человеческого шарма начал спокойно и уверенно беседовать с Алиной. Он тоже фотографировал, показывал девочке все свое рабочее обмундирование, предлагал на минутку ей самой стать юным фотографом, показывал получившиеся фотографии. Девочка говорила мало, но все по делу. По существу. С начала нашего знакомства и того момента, как я представилась ей, прошло ровно полтора часа. Целых полтора часа! Но удивительное дело – увидев на фото меня, она четко сказала: «Это Таня». Мы притихли. Мы все: режиссер, фотограф, музыкальный руководитель, я. Да, Алиночка больше молчала. Но она слушала, а главное слышала. Она очень умная девочка – я понимала это по реакции, по взгляду, по наклону ее головы. Она куда умнее меня. Так говорил мой папа: «Умные люди больше слушают, чем говорят». Алиночка слушала. Всеми фибрами своей души.

     А после она уже гуляла на улице среди своих сверстников, и мы подошли, чтобы понаблюдать за ее игрой. И она, увидев нас, подбежала к нам, как к своим старым приятелям. Как к друзьям. Одним словом – как к своим. И в ее глазах читалось одно: благодарность за теплое отношение к ней. Вот такая случилась у нас поездка. Вот такая встреча. Вот такой урок настоящего, а не наигранного. Урок честности – нам, взрослым. 

ТАТЬЯНА

АСТАХОВА-СИНХАНИ.

Источник