Уменьшения зарплат бюджетникам и пенсий в следующем году не предвидится, в чем так старательно убеждают население депутаты Верховного Совета. Выводы о том, что представленный Правительством проект концепции бюджетной и налоговой политики предусматривает снижение этих выплат на 50%, совершенно не обоснованы, говорят руководители профильных министерств.

Концепция бюджетной и налоговой политики - это документ, который определяет основные макроэкономические параметры на 2017 год и среднесрочную перспективу. Рассмотрение проекта вызвало бурную реакцию депутатского корпуса.  

Григорий Дьяченко, депутат ВС ПМР: «Как можно рассматривать концепцию, в которой закрепляется то, что мы планируем год с тем, что на половину года зарплаты мы не будем выплачивать? Я не знаю, как это может быть».

Исходя из каких фактов, законодатели сделали такой вывод - в Правительстве не понимают.

Дмитрий Болтрушко, министр экономического развития ПМР: «В самом прогнозном документе о бюджете Единого фонда речи вообще не идет. Как могут специалисты высокого достаточно уровня в ВС допускать такого рода неправильные выводы, которые начинают будоражить каждого пенсионера, а выводы на самом деле не соответствуют действительности».

Проект бюджета Единого государственного фонда социального страхования, откуда и выплачиваются пенсии, был направлен в Верховный совет отдельно. 

Елена Куличенко, министр по социальной защите и труду ПМР: «В данном проекте бюджета заложены основные параметры, заложены доходы и расходы, заложен дефицит бюджета, заложены основные направления и цели Единого фонда на 2017 год. Пенсии будут выплачиваться на уровне 2016 года, но будут выплачиваться в полном объеме, 100%-но».

Ирина Молоканова, министр финансов ПМР: «Этот дефицит имеет источники покрытия в полном объеме. Единый государственный фонд, его бюджет дефицитный, но этот дефицит обеспечен источником покрытия».

Если говорить о проекте республиканского бюджета на 2017 год, он тоже представлен с дефицитом.

Ирина Молоканова, министр финансов ПМР: «Несмотря на то, что все-таки действительно средств не хватает катастрофически, но все равно на социально защищенные статьи у нас получается, что не на все, мы говорим это открыто, не на все социально защищенные статьи у нас хватает средств, дефицит составляет 645 млн рублей. Но на выплату заработной платы нам необходимо 1 млрд 300, доходы республиканского бюджета вместе с источником покрытия - 1 млрд 500, т.е. на выплату заработной платы доходов вместе с источником хватает».

То есть зарплаты бюджетникам в следующем году, как и пенсии, будут выплачиваться в полном объеме. Поэтому о том, чем обоснованы прямо противоположные выводы депутатов, судить сложно. Проблемы могут быть с обеспечением других социально защищенных статей, говорит министр финансов. Льготы для населения и предприятий составляют большую часть расходов государства.

Ирина Молоканова, министр финансов ПМР: «Несмотря на трудные такие условия экономические, все-таки Правительство осуществляет поддержку хозяйствующих субъектов. Я говорю о том, что у нас доходы на протяжении 5 лет составляют где-то 1,5 млрд рублей, а в год льготы по действующему налоговому законодательству, это потери бюджета от предоставления льгот, они составляют порядка 1 млрд 200 млн рублей».

А на льготы и компенсации для населения в год требуется около 800 млн рублей. В проекте бюджета на следующий год на эти цели заложено только 400 млн. Остальное - непокрытый источниками финансирования дефицит, говорит Ирина Молоканова. И такая ситуация в республике повторяется ежегодно.

Ирина Молоканова, министр финансов ПМР: «Здесь нужно держать баланс. Нельзя так, мы должны жить по средствам. Но, однако, принимаются законы, но без соответствующих источников. Мы видим, что у нас не в один год образовался этот дефицит консолидированного бюджета. Поэтому именно концепция бюджетной и налоговой политики на предстоящие 3 года, в этой концепции говорится о том, что мы не можем так дальше жить».

Дмитрий Болтрушко, министр экономического развития ПМР: «Она предполагала взаимоприемлемые решения, изменение способов взимания налога, изменение налоговой политики в целом, изменение системы, которая позволила бы в обозримой перспективе расширить налогооблагаемую базу, уравнять эффективные ставки налогообложения по отраслям».

Сегодня основная налоговая нагрузка лежит на производственном секторе. А вот для торговли она значительно ниже - в 2,5 раза. Эту нагрузку предлагается сделать справедливой. Предложенная налоговая система предполагает введение налога на добавленную стоимость.

Дмитрий Болтрушко, министр экономического развития ПМР: «Этот налог очень часто демонизируют и говорят о том, что в случае введения НДС, у нас все товары в республике вырастут на уровень данного налога. Опять же, эти заявления не соответствуют действительности. Роста цен на уровень НДС не будет, хотя бы лишь потому, что текущие товары, в которых также заложен налог на доходы, и этот налог на доходы включает в себя добавленную стоимость, когда-то который был заменен тем, что есть на сегодняшний день. Поэтому говорить о том, что ровно на 15% вырастут цены - это не совсем компетентно».

Полностью перейти на классическую налоговую систему предлагалось только в 2019 году. А в 2017-м две ветви власти смогли бы вместе доработать инициативу. Однако, законодатели в очередной раз ее не поддержали, а концепцию бюджетной и налоговой политики отправили на доработку с формулировкой «изменить концепцию».

Дмитрий Болтрушко, министр экономического развития ПМР: «Это тот документ, над которым мы могли бы работать совместно и принимать важные концептуальные решения для государства. Но, видно, парламентарии, в текущий, можно так сказать, достаточно политизированный период, не хотят работать над этим документом и нести солидарную ответственность за развитие государства и в целом за сбалансированный бюджет совместно с исполнительной ветвью власти».

Источник