Порядок начисления пенсий индивидуальным предпринимателям необходимо пересмотреть. Такое мнение сегодня было озвучено на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам налогообложения, бухучёта, социальной политики и трудовых отношений Совета по развитию малого предпринимательства при Правительстве ПМР.

Как отметили члены рабочей группы, данная проблема возникла после того, как в 2012 году была отменена обязанность индивидуальных предпринимателей подавать в налоговые органы декларацию о доходах, на основании которой сотрудники ЕГФСС должны были определять после достижения гражданином пенсионного возраста размер причитающихся ему выплат.

По словам начальника государственной службы по социальной защите Минсоцтруда ПМР Маргариты Шеметовой, на сегодняшний день вопрос остро не стоит, так как декларацию предпринимателям разрешили не предоставлять только в 2012 году, тогда как индивидуальный коэффициент, от которого зависит размер пенсии гражданина,  рассчитывается по результатам как минимум пяти лет трудовой деятельности.  Поэтому пока в ЕГФСС за основу берут данные, предоставляемые предпринимателем ранее, либо среднюю зарплату с его предыдущего места работы. Однако, по мнению членов группы, если эту проблему не урегулировать сейчас, в будущем она может быть чревата серьёзными негативными последствиями. 

«Лет через 20-25, если человек занимался только индивидуальной предпринимательской деятельностью с 2012 года, он будет выходить на пенсию и просто не сможет представить доход, нам не с чего будет его рассчитывать. Сегодня мы при расчётах берём любой другой период, который у него есть, любую другую трудовую деятельность», – сказала начальник госслужбы. 

В настоящий момент в парламенте находится законодательная инициатива, предполагающая исчислять размер предполагаемого дохода граждан исходя из той части платы за предпринимательский патент, которая отчисляется в ЕГФСС именно на пенсионное обеспечение. Однако Минсоцтруда дал отрицательное заключение на данный законопроект в связи с тем, что если будет принят предлагаемый депутатами механизм, по оценкам специалистов, размер пенсий, начисляемых индивидуальным предпринимателям, будет всё равно достаточно невелик.

Так, на сегодняшний день в бюджет ЕГФСС начисляется 70% от платы за предпринимательский патент, только 55% из которых идёт на пенсионное обеспечение. При этом из заработной платы, начисляемой предприятиями своим сотрудникам на цели их пенсионного обеспечения, в ЕГФСС направляется 3% от объёма и ещё 20% от размера зарплаты в ЕГФСС платит само предприятие. Таким образом, общая сумма достигает 23% от размера зарплаты граждан, вступивших в трудовые отношения с экономическими агентами республики.

Если перевести это в конкретные цифры, то мы можем подсчитать, что, к примеру, со средней по республике заработной платы, размер которой составляет, по состоянию на январь 2016 года, 3692 рубля, на пенсионное обеспечение сотрудника отчисляется в общей сложности 849 рублей. При этом предприниматель, который уплатил в бюджет максимальную стоимость патента (для Тирасполя это 100 РУ МЗП), дающего право заниматься розничной торговлей, платит в ЕГФСС 609 рублей, из которых на пенсионное обеспечение идет только 335 рублей. По словам Маргариты Шеметовой, соответственно, индивидуальный коэффициент при начислении пенсии гражданам, занимающимся этим видом деятельности, будет очень низким.

Так, если воспользоваться предлагаемым парламентариями методом расчёта предполагаемого дохода исходя из приравнивания части платы за патент, идущей на пенсионное обеспечение гражданина к налогам, которые уплачивает предприятие и его сотрудник на те же цели, то при плате за патент в 100 РУ МЗП предполагаемый доход предпринимателя, исходя из которого будет начисляться его пенсия, составит 1456 рублей, что ниже не только среднего, но и минимального уровня заработной платы (за исключением зарплаты неквалифицированных сотрудников бюджетных организаций).

Поэтому в Минсоцтруда настаивают, что необходимо разработать иной механизм расчета размера пенсии индивидуальным предпринимателям.

 

Источник